|
|
Вот уже будет двенадцать лет, как в Москву съезжаются сотни учителей разных предметов, завучей, директоров школ, работники системы управления образованием, общественные активисты не только из российских регионов, но и из Литвы, Латвии, Эстонии, Грузии, Украины, Белоруссии. Что заставляет их забыть на несколько дней про свои законные каникулы и участвовать в трехдневном педагогическом марафоне? Для кого-то — желание увидеть Москву, своих коллег-единомышленников из других городов. Для кого-то — потребность опять ощутить атмосферу взаимообогащения, творчества, сотрудничества педагогов, возможность проверить свой путь за год. А для кого-то — уникальная возможность пообщаться с легендарным Шалвой Александровичем Амоношвили и его соратниками В.Г.Ниорадзе (Москва), А.А.Дубровским (Анапа), Д.Д.Зуевым (Москва), В.Г.Александровой (Москва), С.Г.Руденко (Санкт-Петербург), М.А.Комлевой (Москва), Янисом Гайлисом (Резекне, Латвия), Е.Н.Черноземовой (Москва) и др.
Доктор психологии, профессор Шалва Амонашвили. Почетный академик РАО, руководитель Международного Центра гуманной педагогики, доктор психологии, профессор Шалва Александрович Амонашвили - автор научного направления, которое известно во всем мире как «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе». Его система «Школа жизни» рекомендована Министерством образования и науки РФ для применения на практике. ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ Шалва Александрович Амонашвили родился 8 марта 1931 г. в Тбилиси. В школе работал с 1951 года пионервожатым. После окончания Тбилисского университета в 1955 году работал в НИИ педагогики МП Грузинской ССР с 1983 по 1991 год директором, а с 1987-го – генеральным директором экспериментального научно-педагогического производственного объединения МНО Грузии. С 1964 года руководит экспериментом по определению нового содержания, форм и методов начального обучения. Доктор психологических наук с 1973 г., действительный член АПН СССР в 1989–1991 гг. БИБЛИОГРАФИЯ Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. – М., 1980. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. – М.: Педагогика, 1984. Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. – М.: Педагогика, 1986. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? – М.: Просвещение, 1986. Амонашвили Ш.А. Единство цели. – М.: Просвещение, 1987. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск: Изд-во Университетское, 1990 О СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ Какой ребенку нужен папа? (1986) Чтобы стать для своих же детей своим человеком, недостаточно быть для них родным отцом. Нужно, чтобы они – папа, мама с детьми – жили вместе как друзья. Ребенок растет, он становится подростком, и ему нужен папа, отец – общественная личность, мастер труда, вдохновенный творчеством созидания. Ему нужно, чтобы слово отца не расходилось с делом, чтобы он был сильным своей целеустремленностью и преданностью. Подростку нужен отец, вносящий в дом веру в завтрашний день, спокойствие в души членов семьи, устанавливающий заботливые, чуткие отношения между ними. Подростку нужен отец, который сам идет к нему на откровенные разговоры и которому можно довериться. Для подростка очень важно, чтобы о его отце говорили как о человеке, заслуживающем всеобщее уважение и авторитет. Он чуток и заботлив к жене, к своим родителям. Он понимает современную молодежь, верит в нее, верит в своего сына, в свою дочь. Поощряет и подбадривает их на большие дела, на романтику труда, на творение добра, на бескорыстную дружбу, на возвышенную любовь. Гордость за своих родителей – это моральный фундамент для взлета личности ребенка. Стыд за своих родителей – это тяжесть на сердце, не разрешающая ребенку взлететь до полной высоты. (1986) Чрезмерная заботливость перерастает в ребенке не во взаимную чуткость, а в беззаботность и грубость; чрезмерное обилие материальных благ вырабатывает в нем не уважительное отношение к людям труда, бережное отношение к материальным ценностям, а потребительство, вымогательство; чрезмерная уступчивость развивает в нем не гуманность души, а безволие, слабохарактерность; постоянное внушение ребенку, что только он и есть радость и гордость семьи, воспитывает не ответственность перед семьей, а зазнайство и самодовольство. (1987) Как только в семье родится ребенок, родители должны с того же самого времени возложить на него самые лучшие надежды. Это сделает их более заботливыми с самого начала. Сын проходит через сердце, а внук – через сердцевину (1986) Если человек прошагал свое детство без общения с самыми добрыми, ласковыми, мудрыми, горячо любящими его людьми – с дедушками и бабушками, это значит, что он потерял тысячу прелестных сказок, тысячу увлекательных прогулок, тысячу радостей от исполнения желаний, тысячу мудрых наставлений, в тысячу раз больше оказался незащищенным, в тысячу раз больше споткнулся о камни и в тысячу раз больше не сочувствовали ему в его горе. Дорогие бабушки и дедушки! Предлагаю вам несколько советов о воспитании внуков и внучек. 1. Свою любовь и преданность к детям не превращайте на деле в услужливость и рабское повиновение. 2. Не берите на себя детские заботы, которые нужны им самим для самовоспитания. 3. Не балуйте их бессмысленным множеством подарков и доставлением удовольствий. 4. Не проявляйте по отношению к ним мелочной опеки. 5. Рассказывайте им почаще о себе, о своем детстве, о своей работе. 6. Раскройте им свою душу, доверяйте им свои сомнения, горести, переживания. 7. Секретничайте с ними, играйте и гуляйте вместе с ними. 8. Показывайте им примеры смелости, отзывчивости, трудолюбия. 9. Давайте им трудиться рядом с вами. 10. Говорите с ними как со взрослыми. 11. Не напоминайте им, что они еще маленькие. 12. Старайтесь вовлекать их в дела, в которых они почувствуют себя взрослыми. 13. Заботьтесь о том, чтобы у них создавалось яркое представление о вас как о новом человеке. 14. Не забывайте, что ваш образ должен воспитывать их и после того, как вас уже не будет в живых. Будьте, пожалуйста, последовательны в вашем общении с внуком и внучкой! ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА АМОНАШВИЛИ П.Блонский, К.Вентцель, Я.Гогебашвили, В.Давыдов, Л.Занков, А.Запорожец, Я.Коменский, Я.Корчак, Н.Пирогов, В.Сухомлинский, Л.Толстой, Д.Узнадзе, К.Ушинский, Б.Хачапуридзе, С.Шацкий, Д.Эльконин. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ АМОНАШВИЛИ Образы родных людей, окружавших и воспитавших меня и которых давно нет в живых, до сих пор питают душу мою. Это отец – он ушел на войну добровольцем, оставив молодую жену и двоих маленьких детей, и погиб в 1942 году в Крыму. Отец оставил мне великолепный образ человека, умеющего быть преданным своим идеалам. Это мать Мария Ильинична – красивая и умная женщина, – она уберегла своих детей, не потеряв верности ушедшему на войну мужу и сохранив надежду. От нее я знаю, что такое сердечная справедливость. Это мои бабушка и дедушка из селения Бушети. У них я проводил все школьные каникулы. При мысли о бабушке я вспоминаю ее всепоглощающую доброту и всепрощение. А дедушка подарил мне образ мудреца, умеющего разговаривать с виноградной лозой и смотреть на мир философски. Наконец, это моя удивительная учительница Варо Вардиашвили, которая заложила во мне то, что впоследствии стало для меня смыслом жизни, – образ гуманного учителя. О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАПОВЕДЯХ “Пусть педагог всегда спешит к детям, радуется каждой встрече с ними; тогда и дети будут спешить в школу и от всего сердца радоваться каждой встрече со своим педагогом”. “Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики”. “Детям нужно предлагать такие увлекательные дела, к которым они могут приступить не когда-нибудь, а сейчас же; и первые шаги, предпринятые в осуществлении этих дел, должны приводить их не к первым горьким неудачам, а к первым успехам”. “Психология детей, родителей и учителей отчасти зависит и от солнечного или пасмурного дня, и от времени года, и от первой и второй половин учебного года, она зависит даже от того, который час дня”. “Если ребенку трудно учиться и мы действительно хотим ему помочь, то самое главное, с чего мы должны начать и чему постоянно следовать, – это дать ему возможность чувствовать, что он тоже способен, как все остальные, и что у него тоже есть своя особая “искра Божия”. “Надо понять, почему существует детство, чтобы обратиться к своему детству и через него войти в жизнь своих ребятишек. Взрослым постоянно надо помнить, что детство существует вовсе не назло воспитателям, оно дар природы человеку, чтобы тот вечно познавал необъятное”. “Учитель, считай доску экраном, на котором проецируется твоя совместная с учениками познавательная жизнь на уроке, и помни, что от того, как ты будешь владеть культурой работы с доской, как изящно будешь держаться у доски, с какой ловкостью и красотой будешь чертить и писать на ней нужные фигуры, примеры и буквы, будет во многом зависеть не только успешность учебной деятельности твоих учеников, но и их отношение к тебе”. “Учитель, воспитывай в своих учениках умение сомневаться, ибо сомнение, рожденное в сотрудничестве со знаниями, открывает для мысли люк в мир познания, рождает уверенность и личностную самостоятельность”. “В творческой деятельности каждого учителя науке педагогике суждено рождаться и развиваться заново, наследуя при этом выкристаллизованные на протяжении веков гены жизнерадостного, гуманного, оптимистического общения с детьми”. “Воспитательный процесс прекращается с того и до того момента, пока ребенок не понимает, почему с ним так поступили, пока он не согласен с тем, как с ним поступили, и пока он озлоблен, что с ним так несправедливо поступили”. “Только духовная общность – и ничего, что может расколоть эту общность; только взаимность сотворчества, сотрудничества – и ничего, что может посеять в ней недоверие; только любовь, проявленная в тончайших формах педагогического мастерства, – и ничего, что может отравить ее; только уважение и утверждение личностного достоинства – и ничего, что может ущемить радость взросления в ребенке; и, наконец, только оптимизм и глубокое понимание ребенка – вот чем облагораживается наше воспитательное поле, на котором выращиваем мы будущее человечества, куем судьбы и счастье людей”. “Учитель должен выбирать себе большие цели, несоразмерные с его усилиями, и это потому, что только так сможет он возвысить своих учеников и возвыситься сам. Цели, которые превыше его самого, сделают его оптимистом, ищущим, романтиком, и он сможет тогда сотворить невозможное. Он должен взяться за большие цели еще и потому, что он смертный, и он обязан утвердить на нашей планете выпавшую на его долю доброту”. О ЛИЧНОСТНО-ГУМАННОЙ ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Кому нравится детский “жриамули”, тот склонен к педагогической деятельности (1983) В ушах у меня звенят звонкие голоса, смех детей. Что это? Детский шум? Неудобно назвать это шумом. Надо иметь педагогический слух, чтобы различить в этом якобы шуме звуки настраивающихся инструментов оркестра, и вас охватит чувство предвкушения будущей симфонии жизни. Для его названия больше всего подходит грузинское слово “жриамули”. Оно означает веселый шум птиц и детей. Кому нравится детский “жриамули”, тот склонен к педагогической деятельности, а кто уже пристрастился к нему, тот обретет свое профессиональное счастье. Медленно, растянуто, шепотом… (1983) Я произнесу слово медленно, растянуто, шепотом. А вы попытайтесь угадать, какое я сказал слово! Медленно и растянуто, чтобы дети таким образом смогли “приостановить” звуковой строй слова, заглянуть в него да еще чтобы они привыкли улавливать содержание слов, которые в букварном периоде сами будут читать так же неестественно растянуто. Шепотом, чтобы развить слуховое восприятие, фонематический слух и еще вызвать у них внимание и интерес. Я занимаю место у доски, чуть нагибаюсь вперед и шепчу слово с таинственным видом: – Мммммааааааааммммммммммааааааа. – Мама... Вы сказали: мама! – кричат дети, но, конечно, не все. Надо будет ввести прием нашептывания ответов мне на ухо. Во-первых, этот прием понравится детям, во-вторых, смогу удовлетворить желание многих ответить. – Теперь я произнесу другое слово. Кто разгадает его, свой ответ шепнет мне на ухо! Ясно? – И с тем же таинственным видом, еще более медленно, растянуто и еле слышно произношу: – Рррррроооооодддддииииинннннаааа. Взвились первые руки. Подхожу то к одному, то к другому, нагибаюсь, и ребята, обхватив меня за шею, шепчут мне на ухо свои ответы. “Спасибо!”– говорю я вслух мальчику или девочке, которые правильно отвечают. “Подумай хорошенько... Роодиинаа... Я к тебе еще подойду!” – шепчу я другому. Почти все нашептали мне свои ответы. Я опять встал у доски в позу дирижера. – Как только я взмахну рукой, вы вместе произнесете наше секретное слово! Приготовились... Посадите слово на язычок... Я резко взмахиваю рукой, как будто хочу поймать что-то в воздухе, и в классе гремит радость познания: – Родина! Я тут же принимаю прежнюю таинственную позу и нашептываю: – Ххххххлллллееееебббббб. Сразу становлюсь в дирижерскую позу: – Подумайте!.. Посадите слово на язычок!.. Итак!.. И резким взмахом “ловлю” в воздухе слово “хлеб”, несущее с собой радость детей. Они смотрят на меня как зачарованные, в нетерпеливом ожидании другого задания, и через каждые десять секунд в классе взрывается: “Мечта! Солнце! Планета!” – Опустите головы на парты. Закройте глаза! И вспомните что-нибудь очень смешное, любую из ваших шалостей! А на перемене будете мне рассказывать о них... Смешное... И вдруг я слышу журчание – как будто целебный источник начинает пробиваться сквозь землю. Трудно описать звучание этого сдержанного, заглушенного смеха. Он все усиливается, усиливается и постепенно перерастает в неудержимый хохот. Тридцать восемь детей, опустив головы на парты и зажмурив глаза, смеются прозрачным, звонким смехом. Принцип установления деловых отношений с детьми (1983) Чем больше обогащаюсь опытом работы с детьми, тем больше убеждаюсь в правоте столь спорного в теории педагогики положения о том, что педагогика – наука не только о воспитании и обучении, но и об искусстве воспитания и обучения. Если я хочу, чтобы дети, сидящие за партами, смотрящие мне в глаза, ожидающие от меня чего-то важного, действительно радовались каждому школьному дню, воспитывались и обучались, не думая о том, что воспитываются и обучаются, я должен заботиться о том, чтобы нить наших деловых отношений была непрерывной и прочной. И когда возникает необходимость беречь прочность и непрерывность деловых отношений, я должен набраться смелости и сыграть неповторимую роль педагога-актера. А суть этой роли заключается в том, что деловые отношения между мною и детьми не должны терять для них своей правдивости, лишать их чувства свободного выбора, чувства исключительности своего участия в деятельности на уроке. Конечно, нелегка эта работа, но и никто, с кем я советовался при выборе профессии, не обещал мне, что работать с детьми – это несложное дело. |